Обзор
Очень успешная Octavia не первая моделью Skoda, разработанная под контролем VW Group. Этот титул принадлежит Felicia. В то время как Фелиция в сущности представляла собой модифицированный Favorit, Октавия была совершенно новым автомобилем. В ее основу, наряду с Audi A3, легла платформа, подготовленная для Фольксваген Гольф четвертого поколения.
Когда дебютировала спортивная версия RS (Rallye Sport), Octavia выпускалась уже четыре года (с 1996 года). Произошло это в рамках модернизации модели. Спортивная версия отличалась, прежде всего, передним бампером, спойлером на крышке багажника и наконечником выхлопной трубы из нержавеющей стали.
Стандартными были 16-дюймовые колеса с шинами 205/55 R16. За дополнительную плату устанавливали 17-дюймовые диски с резиной 205/50. Первоначально RS существовала только в кузове хэтчбек. Практичный универсал появился через два года – опять же в рамках очередной модернизации.
Гораздо больше отличий в салоне. Передние спортивные сиденья обтянуты кожей в сочетании с яркой тканью. Обивка легко пачкается и имеет среднюю устойчивость к износу.
Стоит отметить, что анатомические сиденья очень удобные и тоньше обычных. Благодаря этому RS предлагает больше места для колен задних пассажиров. Различия прослеживаются на щитке приборов и центральной панели.
Борьба со свесами
При длине кузова 4513 мм колесная база составляет всего 2508 мм, что говорит о наличии больших свесов. Длинная машина на короткой базе в целом не годится для динамичного вождения. В частности, длинный задний свес действует как рычаг. А на задней оси установлена простая балка, которая тоже мало подходит для быстрого маневрирования.
В первом поколении Октавия предлагала многоэлементную кинематику (по три рычага на колесо) только в сочетании с полным приводом. Его-то RS так и не получил.
Подвеска с жесткой балкой имеет ограниченные возможности по сохранению максимального сцепления колес с дорогой. Проблему можно частично решить использованием очень жестких амортизаторов, которые в свою очередь требуют соответствующей жесткости кузова. Инженеры так и поступили. Использовали плотные амортизаторы и пару дополнительных усилителей, расположенных под наклоном в багажнике между полом и арками задних колес. Жесткость кузова повысилась, но практичность немного пострадала. Это становилось понятно, когда возникала необходимость перевезти громоздкие предметы. Дополнительные ребра жесткости мешали размещению.
Как уже было сказано выше, через два года после выхода RS появилась версия с кузовом универсал, которая стоила дороже. Сегодня подобные экземпляры – большая редкость, так как всего было выпущено 3 663 универсала из 17 637 RS. В отличие от хэтчбека, в универсале не было дополнительных ребер жесткости, и ставились колеса только 16-го диаметра.
Ходовая
Для того, чтобы улучшить характеристики управляемости, спортивные версии получают модернизированную подвеску. Доработки могут быть как частичными, так и глобальными. Примером последнего является Renault Megane RC.
В случае с Octavia RS первого поколения производитель внес лишь незначительные коррективы. Это означает, что нижний поперечный рычаг такой же, как и на гражданской версии. Самое большое изменение кроется в креплении стабилизатора поперечной устойчивости. В обычной Октавии он прикреплен прямо к рычагам. В плане надежности это наиболее уместно, но в плане эффективности имеются свои ограничения. В версии RS, как и в полноприводном универсале, производитель использовал более эффективное решение – стабилизатор, прикрепленный непосредственно к амортизаторам с помощью стержней, которые в народе называются косточками.
В целом, ходовая RS более жесткая, чем у обычной Октавии. А дорожный просвет меньше на 15 мм.
Гражданская версия никогда не была мастером быстрой смены направления движения, не особо выдающиеся способности и у раллийного варианта. Тем не менее, рулевое управление RS приятное и кажется более точным, чем у гражданской версии.
Обычная Octavia имела не слишком эффективные тормоза. К RS это не относится, так как передние тормозные диски имеют диаметр 312 мм (в рядовой 1.8 Turbo используются диски размером 288 мм), а сзади установлены вентилируемые диски. Тормоза отличные даже по современным меркам.
Двигатель
Четырехцилиндровый двигатель объемом 1,8 литра с турбонаддувом и 20 клапанами по-прежнему является витриной Audi, которая стояла за этим великолепным мотором. В первой половине 90-х годов схема с пятью клапанами на цилиндр считалась очень современным решением. Двигатель с таким числом клапанов в 1994 году первым представил Ferrari в лице восьмицилиндрового мотора для модели F355. VW Group последовал примеру через два года. Помимо атмосферного мотора немцы предложили и вариант с турбонаддувом.
Стандартная версия турбомотора выдавала 150 л.с., но в Октавию РС установили более мощный вариант AUQ отдачей 180 л.с. Обе версии имеют одинаковую степень сжатия 9,5:1, но различное давление наддува, которое естественно выше в варианте 180 л.с. Поэтому для самого мощного мотора рекомендуется использовать топливо с октановым числом 98, в то время как 150-сильному достаточно 95-го.
Другое отличие – электронная педаль газа. 150-сильный мотор независимо от маркировки и стандарта выбросов использовал механическое управление дроссельной заслонкой.
Так в чем преимущество «пятиклапанной» схемы? В увеличении мощности двигателя. Она зависит не только от рабочего объема, но и от скорости обновления смеси в цилиндрах. Чем больше клапанов, тем больше смеси попадает в камеру сгорания за тот же период времени. Три впускных клапана всегда будут иметь больше площадь поперечного сечения потока смеси, чем два клапана. Сегодня использование пяти клапанов на цилиндр в двигателях с непосредственным впрыском топлива невозможно, так как требуется место для размещения топливной форсунки.
Турбированный вариант с 20 клапанами обходится без системы изменения фаз газораспределения. Для привода газораспределительного механизма используется зубчатый ремень, приводящий в движение выпускной распределительный вал. Впускной вал связан с выпускным короткой цепью.
В некоторых сериях мотора производитель предписывал замену привода ГРМ на 180 000 км. Для остальных автомобилей интервал был короче – 120 000 км. Лучше всего ремень обновлять раз в 90 000 км. Высококачественный комплект, предлагаемый INA, помимо ремня и роликов включает в себя водяной насос, эксцентриковый натяжитель и демпфер колебаний. Его стоимость 20 000 рублей. При больших пробегах может понадобиться замена вспомогательной короткой цепи, соединяющей распредвалы.
1.8 20V Turbo не только впечатляюще везет, но и надежен. Наверное, самая распространенная неисправность – отказ катушек зажигания. Одноискровая катушка дорогая – около 5 000 рублей. Проблема заключается в том, что управляющая электроника не может распознать, какой из цилиндров не работает, и, следовательно, перекрыть в него подачу топлива. В результате, возникает чрезмерная тепловая нагрузка на каталитический нейтрализатор, что может уничтожить его.
Двигатель требует регулярной замены масла, которое должно соответствовать спецификации VW 505 00 и 505 01 и классификации SAE 5W-30 – 15W-40. В моторах, владельцы которых в прошлом пренебрегали правилами обслуживания, может произойти износ упорных подшипников коленчатого вала. Это вызвано засорением всасывающей корзины масляного насоса. Бытует мнение, что проблеме способствует и ее не слишком удачная L-образная форма. Кроме того, может забиться канал возврата масла от подшипника турбокомпрессора. Впрочем, данные дефекты довольно редкие, а многие экземпляры все еще имеют под капотом оригинальный двигатель.
Турбомотор сочетался с 5-ступенчатой механической коробкой с очень длинными передачами. Тяговитый мотор позволял без труда ускориться со 110 км/ч. Сегодня такой прытью мало кого удивишь, но почти двадцать лет назад это было чудом.
Цены растут
Первая RS выпускалась до 2005 года. В том же году была предложена Октавия второго поколения, но пока без версии РС. Даже самым молодым экземплярам сегодня уже более 14 лет. Времена, когда автомобиль находился на ценовом дне давно прошли.
На рынке встречаются две группы спортивной модели. Первая представлена модифицированными копиями, которые зачастую далеки от оригинала. Просто многие владельцы считали, что должны как-то улучшить свой автомобиль. Но такие образцы сегодня вряд ли будут иметь какую-либо ценность. Особенно, когда целый ряд из них имеет за плечами тяжелую жизнь и сотни тысяч километров. В таких условиях не выстоит даже самая выносливая техника.
Вторая группа – это хорошие машины в первоначальном состоянии и с небольшим пробегом. Настоящий лакомый кусочек. Проблема в том, что их мало, и как только выставляются на продажу, то сразу же исчезают, несмотря на достаточно высокую стоимость. А год выпуска обычно не имеет значения.
С запасными частями проблем быть не должно. Skoda поставляет полный спектр запчастей как минимум 15 лет после прекращения производства модели. Учитывая, что Octavia Tour производилась до 2010 года, то многие оригинальные запасные части еще будут доступны некоторое время.
Skoda Octavia RS WRC Edition
В 2001 году компания Skoda Auto отметила 100-летний юбилей в автоспорте. По этому случаю была выпущена Octavia RS WRC Edition. Ее можно опознать по белой окраске с наклейками и 17-дюймовым белым колесам Spider. Ксеноновые фары вошли в стандартное оснащение. На центральной панели устанавливалась табличка с серийным номером. Все экземпляры были только переднеприводными. Всего было выпущено 75 машин с левым рулем и 25 с правым.
Технические изменения в этом издании искать напрасно. Все стандартно, включая 1.8 20V Turbo 180 л.с.
История модели
1996 – презентация Octavia первого поколения
2000 – рестайлинг модели в сентябре. В рамках обновления представлена версия RS в кузове хэтчбек с двигателем 1.8 20V Turbo 180 л.с.
2002 – осенняя модернизация в лице 2003 модельного года. Замена маленького правого зеркала на большое. Появление версии RS в кузове универсал.
2004 – представлена Octavia второго поколения. Продолжается производство первого поколения под названием Octavia Tour.
2005 – появление версии RS второго поколения.
Технические характеристики Skoda Octavia RS I (2000-2005)
Двигатель | бензиновый R4 с наддувом |
Рабочий объем | 1781 см3 |
Мощность | 180 л.с. (132 кВт) при 5500 об/мин |
Макс. крутящий момент | 235 Нм при 1950 об/мин |
Коробка | 5 МКПП |
Багажник | 530/1330 л |
Колесная база | 2508 мм |
Внешние размеры, мм | 4513 х 1730 х 1430 |
Макс. скорость | 232 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 8 сек |
Ср. расход топлива | 8 л/100 км |
Source: http://vvm-auto.ru/skoda/octavia-rs-1