Теоретически Skoda Octavia четвертого поколения, представленная в конце 2019 года, не должна была стать большим прорывом. Платформа та же, бензиновые двигатели те же. Дизели, хоть и новые, имеют схожие характеристики. Но при визуальном сравнении «тройки» и «четверки», практически не остается сомнений, кто из них современнее. Набор частичных инноваций привел к появлению совершенно нового автомобиля.
Конструктивные особенности
Абсолютно новый дизайн имеет и функциональное значение, как и улучшенная аэродинамика. Например, больше нет воздухозаборников для охлаждения тормозов, так как они приводили к ненужным потерям. Когда тормоза необходимо охладить на длинных спусках или во время динамичной езды, блок управления активирует передний вентилятор.
Благодаря отличной аэродинамике и более узким шинам существенно снизился расход топлива. Дизели здесь потребляют до пяти литров даже у тех, кто не стремится к экономии. Очень спокойные водители добираются даже до четырех. Последний раз такого расхода Октавия достигала в первом поколении с двигателем 1.9 TDI Euro 2 и Euro 3, который был далек от необходимости беспокоиться о чрезмерно строгих требованиях к выбросам.
Даже с бензиновыми 1.0 TSI и 1.5 TSI в реальной жизни не составляет труда укладываться в пределах шести литров. Удивительно, но трехцилиндровый двигатель в реальной жизни не более экономичен, чем 1.5, который помогает себе сам, отключая два средних цилиндра. Возможно, именно поэтому литровый мотор исчез с некоторых рынков.
Оснащение
Сиденья значительно улучшились по сравнению с предшественником. Даже базовые имеют достаточную жесткость и поддержку плеч. Новинкой, доступной за дополнительную плату, стали так называемые кресла Top Ergonomic, которые впервые в этой серии оснащены вентиляцией. Покупатели подержанных автомобилей увидят их только через несколько лет. Массово они стали появляться только в комплектации Style Exclusive, которую производитель представил в начале 2023 года.
До того момента, более оснащенные аппараты были малочисленны. Чем больше чипов и контроллеров было в конфигурации, тем дольше приходилось ждать автомобиль. Чтобы было что продавать, автопроизводитель выпускал в основном бедно оснащенные стоковые модели, из которых в итоге и приходилось выбирать самым требовательным клиентам. Они просто действовали по принципу “лучше синица в руке, чем журавль в небе”.
Многие физические кнопки были перенесены на дисплей или сенсорные панели. О бесконтактном управлении отопителем написаны стопки статей, а возвращение круглых приборов в Superb и Kodiak показывает, что это беспокоило не только журналистов, но и реальных покупателей.
Программное обеспечение
Автомобиль поставлялся с совершенно новой архитектурой программного обеспечения, теоретически позволяющей реализовать все, что было актуально и востребовано на тот момент. То есть предлагались различные комплектации без изменения физических компонентов, удаленно обновлялось программное обеспечение или добавлялись различные функции оборудования через интернет-магазин.
Однако все это новшество досталось в недонастроенном виде. Обновления программного обеспечения в итоге оказались настолько существенными, что самостоятельной загрузки по беспроводной сети уже было недостаточно. Четвертые Октавии буквально заполонили сервисные центры. Ведь то, что должно было занять час, регулярно требовало пяти часов.
Кроме того, часто выходил из строя какой-нибудь блок управления, и его надо было менять. А кризис чипов привел к тому, что ждать новый блок приходилось долго. Вместо того, чтобы наслаждаться исправной машиной, владелец ходил пешком.
Зачастую автосервисы не хотели проводить положенное обслуживание. И производителю пришлось немного поднажать – он стал требовать от авторизованных сервисов, чтобы они действительно выполняли предписанные мероприятия при первой же возможности.
Особенности обновления
Ключевая задача покупателя Octavia четвертого поколения – проверить, все ли сервисные работы были выполнены. На официальном сайте Skoda Auto есть такая графа – проверка сервисных и отзывных мероприятий по VIN-коду. Но она не даст вам полного ответа. Там указаны только действия по отзыву, которые имеют отношение к безопасности. Например, замена неисправных подушек безопасности. А вот действия, направленные на улучшение функционирования и будущей надежности продукта, так называемые сервисные действия, отсутствуют. Поэтому без визита в авторизованную мастерскую не обойтись.
Конечно, одно или два незначительных обновления можно произвести, когда вы приезжаете на очередное обслуживание. Но есть Октавии, которые ни разу не были на авторизованной станции техобслуживания и на которых висят шесть невыполненных сервисных мероприятий. Только вот обновится разом не получится.
Производитель исходит из того, что каждая версия обновления основывается на предыдущей. Если действовать шаг за шагом, больших проблем возникнуть не должно, хотя, к сожалению, бывают и исключения. Однако если вам приходится перескочить сразу на несколько версий ПО, существует вполне реальный риск, что один из контроллеров в процессе обновления выйдет из строя. Например, блок связи OCU. У клиента сложится впечатление, что это произошло по вине сервиса, но это не так. Это просто техническая недоработка, и после окончания гарантии вы рискуете получить крупный счет или неработающий автомобиль.
Хотя независимые автосервисы могут ремонтировать новые автомобили, именно отсутствие доступа к оригинальным сервисным услугам, которые используются для доводки машин в процессе эксплуатации, может оказаться фатальным для новых моделей.
Двигатели
Нередко в дизельных версиях наблюдалась утечка масла или антифриза из пластикового модуля распределительных клапанов. В современных двигателях он заменяет термостат. С его помощью блок управления может довольно гибко регулировать температуру силового агрегата.
Изначально предполагалось, что утечки – это обычное дело для пластиковых деталей, которые ведет со временем, из-за контакта с горячим чугунным блоком. В данном же случае причиной деформации была электрическая спираль подогрева охлаждающей жидкости, спрятанная в блоке.
В последствии производитель решил отключить эту функцию, просто отсоединив контакт от блока управления. На тепловом комфорте в салоне это не отразилось, поскольку после старта нагрев осуществляется с помощью электрического обогревателя. Возможно, это и приводит к увеличению вредных выбросов, но всего лишь немного, что не тянет на очередной дизельгейт.
Если утечки жидкости можно устранить, то другой распространенный недуг TDI Evo – нет. Некоторые дизельные моторы берут масло с самого начала и постоянно. Так что это не признак износа, тут уж ничего не поделаешь. Сильнее всего склонна к масложору алюминиевая 200-сильная версия турбодизеля.
Всегда настаивайте на тщательном осмотре перед покупкой и снятии поддона двигателя, особенно в дизельных версиях. Масло из них часто течет через сальник коленвала.
Алгоритмы, отслеживающие износ моторного масла, настолько хороши, что всегда показывают необходимость замены, в соответствии с циклами движения.
Коробки передач
Механическая коробка передач исключительно новая – двухвальная типа MQ 281. К сожалению, у нее было достаточно детских болезней.
Роботизированная коробка передач представлена версией DQ 200 с сухим сцеплением для бензиновых двигателей и DQ 381 с мокрым сцеплением – для дизелей. На удивление, больше проблем было с более мощными DQ 381, где время от времени отказывал мехатроник, то есть блок регулирующих клапанов.
Ходовая
Амортизаторы здесь работают как надо. С завода они были очень мягкими. Давно прошли те времена, когда даже обычная Octavia второго поколения удовлетворяла спортивного водителя. Сегодняшние Октавии мягкие, для тех, кто любит максимальный комфорт.
Тем, кто хочет лететь быстрее, даже по плохим дорогам, без прыжков и грохота, нужно искать экземпляр с электронными амортизаторами DCC, версию RS или совсем другой автомобиль – лучше всего Ford Focus.
Плюсы
Простор
Комфортная подвеска
Уверенная динамика
Отличная аэродинамика
Низкий расход топлива
Отличные сиденья
Эффективный обогрев
Один из самых привлекательных автомобилей
Минусы
Сенсорное управление отопителем и фонарями на крыше
Многочисленные ошибки в настройках функций (лампы для чтения, задний стеклоочиститель)
Плохое сцепление с дорогой при быстрой езде по неровной дороге (из-за мягких амортизаторов и высокого давления в шинах)
Медленный отклик и сбои в работе информационно-развлекательной системы
Когда экран зависает, невозможно включить отопитель
Слишком много жалоб и обращений в сервис
Проблемы с доступностью старших комплектаций из-за кризиса чипов
Менее точное переключение передач в трансмиссии DQ 281 (1,5 TSI и 2,0 TDI)
История модели
2019 год: появление модели на рынке. Лифтбек или универсал, двигатели 1.0 TSI (110 л.с.), 1.5 TSI (150 л.с.) и 2.0 TDI (116 или 150 л.с.).
2020 год: появление производных – RS (2.0 TDI/200 л.с. или 2.0 TSI/109 л.с.) и Scout (2.0 TSI/190 л.с., 2.0 TDI/150 или 200 л.с.).
2021 год: в феврале – 2.0 TSI (190 л.с.), также доступный для стандартного варианта, но только с полным приводом 4х4. В мае – новый уровень отделки Sportline, исчезновение пакета Sport для Style. В июне – версия RS, посвященная 120-летию автоспорта.
2023 год: Снятие с производства версии RS 2.0 TSI (245 л.с.) с механической коробкой передач – отныне только с автоматической. Конец версии 1.0 TSI (110 л.с. кВт).
Source: http://vvm-auto.ru/skoda/octavia-4