Обзор
Впервые Skoda показала свой роскошный гигант Superb еще в 30-х годах. Первое поколение производилось в период с 1934 по 1949 год и оснащалось исключительно рядными 6-ти и 8-цилиндровыми двигателями. Предложенная в 2001 году тезка значительно скромнее и не входит в состав премиум класса. Однако, она вполне сгодится для поездок на заднем диване с личным шофером за рулем.
Суперб заполнил собой пробел между Ford Scorpio и Opel Senator и предстал в роли большого седана по цене буржуазного среднего класса. Но в глазах Европейцев Шкода совершила непростительную ошибку. Ту же, что раньше допустили большие Форд и Опель. Они ограничились седаном, не предложив Европейцам их любимый универсал. В результате, автомобиль не пользовался большим спросом, например, как Skoda Octavia, которая продавалась в 10 раз лучше. Для сравнения: в Германии за время производства Superb II всего было реализовано около 26 000 экземпляров, в то время, как Octavia за тот же период разошлась тиражом в 315 000 автомобилей.
Skoda Superb гордится своей 4,80-метровой длиной, Mercedes E-Class (W 211) длиннее всего на 5 сантиметров. Чешский шефо-мобиль предоставляет на заднем ряду даже больше места, чем Mercedes S-Class с обычной колесной базой. Неужели второй Суперб – это Benz с Восточной Европы? Нет. Правда в том, что Skoda воспользовалась удлиненной на 10 см платформой Volkswagen Passat серии 3B/3BG (1996-2005 год), или проще говоря «Китайским Пассатом», внеся изменения только в отдельные детали кузова.
Внутри Superb родство с Volkswagen Passat не вызывает никаких сомнений. Уже в базовой комплектации Чех оснащался климат-контролем, ESP и боковыми подушками безопасности. Передние сиденья удобные, а поясничная поддержка входит в базовое оснащение. Преимуществами удлиненной колесной базой пользуются только пассажиры на заднем сиденье.
Двигатели
Шкода Суперб станет хорошим другом в семье, особенно с мощными и экономичными четырехцилиндровыми TDI. 2.0 TDI отдачей 140 л.с. в обязательном порядке оснащался сажевым фильтром. На 1,9-литровых TDI сажевый фильтр встречается редко.
До 2005 года 1.9 TDI соответствовал нормам Евро-3 и предлагал 100 л.с. (AVB) и 130 л.с. (AWX). Моторы практически идентичны. В то же время более мощная версия получила насос-форсунки с большим диаметром сопла, усиленные шатуны и вкладыши. Слабый вариант был заменен в 2005 году двигателем BSV, который развивал 105 л.с. В том же году AWX прекратили поставлять в Европу из-за вступления в силу обязательного стандарта Евро-4. Вместо него последние два года производства устанавливали BPZ мощностью 116 л.с.
1.9 TDI PD, независимо от версии, в целом безотказный. Тем не менее, сегодня многие автомобили уже намотали по полмиллиона километров и даже больше. Но несмотря на это, двигатель способен прожить еще долго при условии тщательного технического обслуживания.
С годами в посадочных местах форсунок образуется выработка, что приводит к попаданию топлива в картер двигателя. В таком случае поможет только замена головки блока. А из-за подклинивающих гидрокомпенсаторов изнашиваются кулачки распределительного вала. В некоторых случаях подводит и тандемный насос, представляющий собой сочетание воздушного насоса и топливного насоса низкого давления.
4-цилиндровые TDI при больших пробегах уязвимы из-за утечек насос-форсунок. Замена элемента потребует около 550 Евро. Проблемы с турбонагнетателями дизелей, в отличие от бензинового 1.8 Т, встречаются редко.
В 2005 году было прекращено производство самой мощной версии 1.9 TDI / 130 л.с. Заменил его 2-литровый BSS с сажевым фильтром, который был получен из 1.9 путем увеличения диаметра цилиндров с 79,5 до 81 мм. Мощность увеличилась до 140 л.с. Кроме того, здесь используется модуль балансировочных валов. Один из балансировочных валов через короткий шестиугольный вал (77 мм) приводит в действие масляный насос. К сожалению, шестигранный вал изнашивается, что приводит к падению давления в системе смазки. Многие узнавали о проблеме, лишь когда двигатель уже начинал стучать, а в худшем случае обрывался шатун. Более новая версия привода насоса имеет более длинный и более прочный вал.
Альтернативой 1.9 TDI-PD с самого начала был 2.5 TDI V6. До сих пор удивительно, что после последней эволюции ему удалось уложиться в нормы выбросов Евро-4. В отличие от четырехцилиндрового дизеля 2.5 TDI получил более быстрый непосредственный впрыск и роторный насос. К сожалению, производитель выбрал не самый прочный центробежный насос Bosch VP44. Его хватало на 200 000 км. В недрах насоса находится небольшое сито, которое со временем забивается. Изнашивается и сам насос.
2.5 TDI V6 был представлен в двух версиях – слабой AYM / 155 л.с. и сильной BDG / 163 л.с., появившейся в 2003 году. С 2004 года устанавливался только сильный вариант. Известная проблема – износ кулачков распределительного вала. В более поздней версии за счет конструктивных доработок механическая нагрузка на кулачки значительно уменьшена, и поэтому вал стал служить значительно дольше.
Рекомендуем избегать V6 TDI из-за частых проблем с распределительными валами. Предвестником неисправности послужит посторонний шум (грохот). Стоимость ремонта может составить до 2000 Евро.
Базовый бензиновый 2-литровый двигатель мощностью 115 л.с. надежный и не доставляет хлопот, но потенциал мотора слишком низок для 1,5-тонного автомобиля. Динамика средняя, а расход топлива высокий. Турбомотор 1.8 Т мощностью 150 л.с. в плане тяги более оптимистичен, но часто раздражает проблемами с турбонагнетателем из-за быстро коксующегося маслопровода. 2,8-литровый V6 мощностью 193 л.с. потребляет не менее 12 л высокооктанового топлива. В долгосрочной перспективе он имеет тенденцию к увеличению расхода масла. Кроме того, порой подводит система вентиляции картерных газов.
Лучшим в палитре моторов считается 4-цилиндровый 20-клапанный двигатель с турбонаддувом объемом 1,8 литра. Этот мотор имеет много различных модификаций, но для Superb была доступна только 150-сильная версия AWT с 5-скоростной МКПП по умолчанию. Его недостаток – конструкция маслосистемы. Раскаленное масло после охлаждения турбокомпрессора вытекает в непосредственной близости от маслозаборника. При использовании неправильной смазки и затягивании с заменой возле впускной корзины масляного насоса происходит накопление отложений. В результате, начинает снижаться давление в системе смазки. Первым обычно сдается осевой подшипники коленчатого вала. Непосредственно перед смертью обнаруживается значительный осевой люфт коленвала.
Автомобили начального периода производства страдали от неисправных катушек зажигания. С возрастом выходит из строя и разъем катушек. Недуг проявляется затруднениями с запуском и возможным колебанием оборотов. Примечательно, что отказ катушки не приводит к разрушению катализатора, так как в соответствующем цилиндре отключается топливная форсунка.
4-цилиндровый турбодизель 1.9 TDI мощностью 130 л.с. с 5-ступенчатой МКПП, который довольствуется 6,1 литрами на 100 км и способен ускорять автомобиль до 100 км/ч за 10,6 секунд. 6-ступенчатая механика досталась четырехцилиндровому 2.0 TDI (только между 2005 и 2006 годами) и шестицилиндровому 2.5 TDI. Автоматическая 5-скоростная коробка передач ZF5 в качестве опции полагалась лишь шестицилиндровым моторам. Автомат не рассчитан на высокий крутящий момент, поэтому в сочетании с турбодизелем живет не долго.
Ходовая
К сожалению, управляемость Суперба далеко не образцовая. Тяжелая передняя часть в сочетании с длинной колесной базой создают высокий момент инерции. Седан очень неохотно меняет направление и медленно реагирует на поворот руля. Passat B5 едет намного лучше.
Передняя подвеска практически совершенна. С каждой стороны колесо имеет по четыре рычага, изготовленных из алюминиевых сплавов. На исходном Passat B5 все это разваливалось после 60 000 км. В Супербе же подвеска с самого начала демонстрировала более высокую прочность. Заводские детали доезжали до 200 000 км. В то время, как сайленблоки можно заменить отдельно, шаровые опоры являются неотъемлемой частью рычага.
Типичные проблемы и неисправности
Как правило, в возрасте начинает слезать покрытие с часто используемых выключателей и в местах хвата на дверных ручках.
С лакокрасочным покрытием кузова Superb серьезных проблем, вызванных коррозией, почти не бывает. Тем не менее, со временем могут появиться небольшие очаги на окантовке капота и дверей.
Стоит ли покупать?
Чем может привлечь, старый Шкода Суперб? Прежде всего, своей доступной ценой. Но самый важный аргумент – превосходное качество сборки и использование технологий Volkswagen Passat B5.
Source: http://vvm-auto.ru/skoda/superb-1