Peugeot Rifter (с 2018 года), Citroen Berlingo III (с 2018 года), Opel Combo Life поколения E (с 2018 года), Toyota Proace City (с 2020 года) и новый Fiat Doblo III – это пять моделей, которые по сути являются одним и тем же автомобилем с различиями в дизайне и оснащении. Их объединяет технология, разработанная французской группой PSA (ныне входящая в конгломерат Stellantis), и сборка на заводах в Испании (Виго) или Португалии (Мангуалде).
Все эти модели предлагают сдвижные задние боковые двери, пяти- или семиместные версии, а также две длины кузова – базовую короткую с колесной базой 2,75 и длиной 4,4 м (она также может быть семиместной) и опциональную удлиненную с колесной базой 2,97 и длиной 4,75 м.
Прежде чем отправиться на рынок за этим универсалом, следует помнить одну вещь. Автомобили такого рода покупаются не для того, чтобы держать отполированными в гараже и выгуливать лишь по солнечным воскресеньям. Более дешевые варианты с меньшим оснащением и слабым мотором обычно выступали в роли рабочих лошадок, а за руль нередко садились все кто угодно.
Если вы хотите избежать риска, выбирайте экземпляры с более привлекательными характеристиками – с более мощными двигателями и как можно большим количеством оборудования, которое типичный корпоративный клиент посчитает ненужным. То есть в идеале с двухзонным кондиционером, опциональной спутниковой навигацией, стеклянной крышей, автоматической коробкой передач и т.д.
Да, таких заряженных Рифтеров на базаре минимум, и при сегодняшних высоких ценах вы, скорее всего, не найдете их дешевле 1 700 000 рублей. Но почти наверняка ими пользовалась только семья или спортивная пара, перевозившая свои дорогие горные велосипеды.
Конструктивные особенности
Изначально лейтмотивом всей этой группы пассажирских «фургонов» было предложение просторной машины по разумной цене, так что не ждите от нее каких-то сверхсложных технологий. Хотя в более дорогих комплектациях автомобиль может предложить достойные возможности коммуникации и богатый пакет ассистентов вождения. А вот фары всегда были галогенные. В крайнем случае, они дополнялись светодиодными дневными ходовыми огнями.
Вы не найдете здесь электронно-управляемых амортизаторов или пневматического выравнивания задней оси, а семиместные версии и версии с удлиненным кузовом имеют более жесткие амортизаторы и пружины. С точки зрения стоимости обслуживания это хорошо, поскольку все шасси сконструировано просто и надежно.
Управлять такой машиной совсем не сложно. На удивление, она не на много шумнее вымирающих среднеразмерных MPV, а о том, что в основе лежит коммерческий автомобиль, говорит лишь нетипичная ширина салона и жесткий пластик.
Крены в поворотах небольшие, рулевое управление точное. Радиус разворота более традиционного и короткого варианта составляет всего 10,8 м, что меньше, чем у Ford Focus. Радиус разворота удлиненной версии на полметра больше.
Передняя ось имеет отличное сцепление с дорогой, а задняя немного подпрыгивает на ухабах в повороте. Впрочем, это свойственно большинству автомобилей с упругой балкой сзади, причем коммерческих. По их меркам Peugeot Rifter едет роскошно.
Есть только два серьезных замечания. За широкой передней стойкой в левых поворотах может спрятаться даже небольшой автомобиль, не говоря уже о велосипедисте или пешеходе. А короткие передние кресла имеют неудачную геометрию регулировки по высоте, при которой сиденье почти полностью теряет наклон в верхних положениях и превращается в барный стул.
Боковые сдвижные двери, даже в самой богатой комплектации, управляются исключительно вручную. Поэтому если у вашего ребенка слабые руки, вам всегда придется вылезать из-за руля и помогать ему.
На многих подержанных автомобилях сдвижные двери покажутся тяжелыми даже для взрослого. Если их не удается «облегчить» даже смазкой, то остается только ремонт с заменой направляющих и шарниров.
Двигатели
Двигатели в основном те же, что вы знаете по младшим «Ситроенам» и «Пежо»: трехцилиндровый бензиновый 1.2 PureTech и маленький четырехцилиндровый дизель 1.5 BlueHDI. Для такого большого и, без малого, пятиметрового автомобиля с грузоподъемностью 600 кг они трудятся на пределе возможностей, что проявляется в относительно скромной буксировочной способности. В лучшем случае она составляет 1 500 кг для версии 1.5 BlueHDi с шестиступенчатой механической коробкой передач и всего 1 300 кг в сочетании с заманчивым восьмиступенчатым автоматом Aisin. Для базового бензинового трехцилиндрового двигателя этот показатель составляет всего 1 050 кг, наравне с литровым Ford Fiesta.
1.2 PureTech 110/PureTech 130 (1.2 R3/12V, 2018- 2022)
Турбированный трехцилиндровый бензиновый двигатель с непосредственным впрыском и так называемым мокрым ремнем ГРМ, купающимся в моторном масле. При частых поездках на короткие расстояния бензин попадает в масло, ремень начинает размягчаться и разрушаться, что приводит к засорению не только масляного насоса, но и вакуумного насоса, и соленоидов управления системой VVT. Бензиновую версию зачастую выбирали в основном покупатели, которым автомобиль был нужен для коротких поездок. Поэтому риск возникновения проблем здесь со временем будет возрастать.
Кроме того, короткоходный трехцилиндровый двигатель в тяжелом и высоком автомобиле не покажет никакой экономичности. Обычно его расход составляет восемь литров, а при езде по городу и автострадам, когда автомобиль сильно загружен, – до девяти литров.
Автосервисы рекомендуют использовать для этого двигателя более дорогой 98-октановый бензин. Кроме того, после 100 000 км пробега некоторые агрегаты начинают потреблять больше масла.
Более слабый вариант PureTech 110 сочетался исключительно с механической шестискоростной коробкой передач, а заметно более эластичная версия PureTech 130 работала только в паре с восьмиступенчатым автоматом EAT8.
1.5 BlueHDi 100/BlueHDi 130 (1.5 R4/16V, 2018-2022)
1,5-литровый дизель стал первым дизелем PSA, в котором использовался обычный «сухой» сажевый фильтр без жидких присадок. Из-за более высокой насыщенности драгоценными металлами этот фильтр FAP почти в четыре раза дороже, но на практике он имеет более высокий срок службы. К тому же он хорошо регенерируется, по крайней мере на автомобилях с разнообразным режимом вождения и периодическими выездами за город. Вместе с тем, здесь используется мочевина AdBlue для снижения оксидов азота.
Конструктивные решения двигателя частично основаны на старом дизеле 1.6 HDI (DV6), от которого он унаследовал масляный картер бестолковой формы, из которого время от времени необходимо удалять шлам.
Однако при хорошем обслуживании это надежный и по-прежнему удивительно экономичный двигатель. Даже сильно нагруженные агрегаты обычно укладываются в шесть литров, а с легкой руки можно вместиться и в пять, что на 50-литровом баке означает запас хода до 1000 км.
Версия BlueHDI 100, агрегатируемая только с механической коробкой передач (пятиступенчатой – до 2020 года, шестиступенчатой – после), неважно справляется с длинными передачами и не имеет запаса мощности для более тяжелых грузов.
Определенно стоит доплатить за более мощную версию BlueHDi 130, сочетающуюся либо с 6-скоростной МКПП, либо с EAT8.
Откровенно слабый BlueHDI 75 чаще встречается в чисто коммерческих «консервных банках», а среди легковых вариантов, к счастью, попадается редко.
Преимущество 100-сильной версии со старой 5-скоростной механикой в том, что она единственная не оснащена системой «стоп-старт». Впрочем, это относится только к Рифтеру. Родственные Citroen Berlingo и Opel Combo Life имеют «стоп-старт» на пятиступенчатой механической коробке.
e-Rifter (электромотор 100 кВт, 260 Нм, с 2021 года)
Электрическая версия с батареей емкостью 50 кВт-ч (полезная емкость 45 кВт-ч) и средним запасом хода в 150-250 км в зависимости от маршрута и погоды (на бумаге – до 280 км) подходит в основном для городских и пригородных перевозок и с 2023 года является единственным вариантом для нового Рифтера. Пока что такой авто не фигурирует в объявлениях подержанных машин, а когда это произойдет, естественная деградация батареи в процессе эксплуатации отнимет еще немного километров от скромного запаса хода.
Текущая цена 216-ячеечной батареи составляет 2 500 000 рублей, а восьмилетняя гарантия установлена довольно обоснованно – защита от падения емкости ниже 70 %, с которой реально ездить только за угол в ближайшую булочную. Однако расходы на обслуживание будут минимальными, и вы даже можете дооснастить автомобиль фаркопом. Правда разрешенная масса буксируемого прицепа всего 750 кг, но этого будет достаточно для перевозки картофеля с поля.
Характерные проблемы и неисправности
Люфт стойки переднего стабилизатора: обычно после 100 000 км.
Течь амортизаторов задней подвески (редко): более вероятна на сильно подержанных экземплярах и удлиненных вариантах кузова.
Скрип педали сцепления: устраняется смазкой механизма.
Заедание сдвижной боковой двери: в зависимости от состояния решается либо смазкой шарнирного механизма, либо его заменой.
Неисправности дозатора мочевины AdBlue (дизели): низкое давление насоса или выход из строя электроники. Вся система собрана с 17-литровом баком в едином модуле и считается неремонтопригодной.
Утечка масла из верхней части двигателя (у сильно перегруженных дизелей): головка раскалывается в плоскости распредвала, и может нарушиться герметичность сальника распредвала при высоких динамических нагрузках. Помимо целого дня работы потребуется замена ремня ГРМ.
Расслаивающийся ремень ГРМ (1.2 PureTech): системная проблема, обусловленная конструкцией. Профилактика – не покупать автомобили с этим двигателем для частых городских поездок, чаще менять масло и ремень ГРМ, а на специализированном СТО ежегодно проверять степень «расширения» ремня специальным приспособлением.
Засорение клапанов управления VVT и вакуумного насоса тормозной системы (1.2 PureTech): следствие разрушения ремня ГРМ.
Неисправности зажигания (1.2 PureTech, редко): треснувшие свечи зажигания или отвалившийся электрод свечи – первый признак детонационного горения (LSPI). Реже – из-за неисправной катушки зажигания.
Рекомендации по обслуживанию
Как бензиновый трехцилиндровый, так и четырехцилиндровый дизельный двигатель оснащены ремнем привода ГРМ. У дизеля интервал замены составляет 10 лет/180 000 км и не нуждается в сокращении.
Для бензиновой версии с так называемым мокрым ремнем ГРМ рекомендуемый интервал составляет от 100 000 км/5 лет до 140 000 км/7 лет. Придерживайтесь меньшего из этих пределов, если вы много ездите по городу.
Межсервисный интервал замены масла составляет 20 000 км/1 год для бензиновой версии и 30 000 км/1 год для дизельной. При большей доле коротких поездок следует сократить пробег как минимум вдвое.
Рекомендуется использовать масла стандарта PSA B71 2312, предназначенные исключительно для бензиновых трехцилиндровых двигателей.
В случае с дизельным двигателем необходимо обязательно удалить шлам, скапливающийся на дне масляного картера из-за высоко расположенного сливного отверстия.
Воздушный и салонный фильтры, свечи зажигания и, на дизелях, топливный фильтр следует менять через два года.
Масло в автоматической коробке передач EAT8 (Aisin AWF8F35) заявлено как «пожизненное», однако профилактическая замена не помешает каждые 60 000 км.
История модели
2018: летом старт продаж в обоих вариантах длины кузова, наряду с родственными моделями Citroën Berlingo III и Opel Combo. Для Европы варианты двигателей: трехцилиндровый бензиновый 1.2 PureTech 110 (коробка передач 6MТ), четырехцилиндровый дизель 1.5 BlueHDI 75 (только на некоторых рынках и является короткой версией), 1.5 BlueHDI 100 (5MТ) и 1.5 BlueHDI 130 (6MТ или EAT8).
2019: 1.2 PureTech 130 (EAT8). Бензиновые версии теперь с сажевым фильтром. Модель также стала доступна как Toyota Proace City Verso.
2020: 1.5 BlueHDI 100 теперь с шестиступенчатой механической коробкой передач.
2021: в конце года появилась электрическая версия (кратковременная мощность 100 кВт, батарея 50 кВт-ч), продаваемая как Peugeot e-Rifter, Citroën ë-Berlingo, Opel Combo-e и Toyota Proace City EV.
2022: исключены из гаммы двигатели внутреннего сгорания в пассажирских версиях Rifter, Berlingo и Combo. Сохранились только в Toyota Proace City и в новом Fiat Doblo III, который стал пятой моделью на этой технической платформе.
Соплатформенники
Citroën Berlingo III (с 2018 года)
Berlingo 3 отличается классическим дизайном приборной панели и большим рулевым колесом, а также лучшим соотношением цены и качества. Интересно, что есть два разных дизайна передней решетки. Коммерческая и пассажирская версии в базовой комплектации (Start или Live, в зависимости от рынка) без противотуманных фар и светодиодных дневных ходовых огней имеют фары, похожие на Рифтер.
Более богатые комплектации (Feel, Shine) имеют характерную двухуровневую решетку радиатора со светодиодными дневными ходовыми огнями сверху и основными галогенками снизу. К сожалению, они светят довольно тускло и из-за нижнего расположения более подвержены загрязнению.
Обычные моторы носят идентичную с Рифтером маркировку, электрический вариант (теперь исключительно в пассажирской версии) называется ë-Berlingo.
Opel Combo Life (с 2018 года)
Opel также имеет классический дизайн приборной панели, но использует нестандартный руль и рычажный модуль под рулевым колесом. Бортовой компьютер управляется «по-опелевски» – кольцом на рычаге указателя поворота.
Трехцилиндровые бензиновые двигатели здесь обозначаются 1.2 Turbo или 1.2 Direct Injection Turbo (в зависимости от рынка), четырехцилиндровые дизели – 1.5 CDTI (для Германии просто 1.5 Diesel).
Удлиненный кузов получил обозначение XL, уровни отделки в порядке возрастания – Selection, Enjoy, Edition, Innovation. В базовой комплектации у Opel было самое слабое оснащение, но зато он обрел лучшие фары.
Combo можно купить дешевле, чем Rifter и Berlingo, потому что рынок еще не сильно отличает это поколение от предыдущего, которое все еще было производным от старого Fiat Doblo. Как и в случае с Rifter и Berlingo, пассажирская версия с 2023 года может быть только в виде электрического Combo-e.
Toyota Proace City Verso (с 2020 года).
Proace City – единственная модель в этой группе, которую сохранила двигатели внутреннего сгорания в обычной пассажирской версии. Моторы Peugeot здесь имеют «камуфляжное» обозначение (бензиновый 1.2 T, дизельный 1.5 D-4D), электрическая версия называется EV.
Интерьер напрямую основан на Berlingo, отличаются только детали. Уровни отделки – Shuttle, Family (CR) или Shuttle, Team, Executive (DE). После зимы тщательно очищайте хромированную отделку дверей, соль оставляет на ней неприглядные следы.
Fiat Doblo 3 (с 2022 года)
Новейшее пополнение модельного ряда Fiat, интерьер, как и у Toyota, отличается от Berlingo только шильдиком и обивкой.
Двигатели внутреннего сгорания 1.2 PureTech и 1.5 BlueHDI даже не скрывают своего французского происхождения, но они, как и большинство других, доступны только для коммерческих вариантов. Лишь электрический (E-Doblo) является сугубо пассажирским.
Стоит ли покупать?
Как и свойственно пассажирским версиям фургонов, их жизнь гораздо сложнее, чем у стандартных семейных автомобилей. Если перед вами окажется экземпляр в базовой отделке Active, в простой белой краске и с дополнительными двойными дверями сзади, то можно с уверенностью предположить, что это «рабочая лошадка».
Выбор на вторичке не слишком разнообразен. Даже более распространенные Berlingo и Rifter представлены не более чем парой десятков экземпляров. Цены начинаются от 1 500 000 рублей, а солидный подержанный автомобиль обойдется вам примерно в 2 000 000 рублей.
Сдвижные боковые двери и большой багажник – несомненный плюс, он заставляет простить автомобилю более утилитарный дизайн интерьера и грубое шасси. Большим плюсом с точки зрения долговечности и удобства эксплуатации является наличие автоматической коробки передач с гидротрансформатором, но, к сожалению, подержанных машин с автоматом на рынке единицы.
Плюсы
Непревзойденная вместительность и практичность
Наличие двух вариантов длины кузова и семиместная версия
Отличные возможности для обслуживания – автомобиль продается под шестью различными брендами – Peugeot, Сіtroen, Toyota, Fiat, Opel и в Великобритании Vauxhall.
Экономичный дизель с запасом хода до 1 000 км на одном баке
Высококачественный автомат (для версий мощностью 130 л.с.)
Ходовые качества, напоминающие обычные MPV
Минусы
Много «подшаманенных» подержанных автомобилей из-под коммерческих работ
Короткие передние сиденья
Петли сдвижных дверей подвержены износу
Двигатель внутреннего сгорания с 2023 года сохранился только в коммерческих моделях
Относительно скромная буксировочная способность
Широкие стойки ветрового стекла, ухудшающие обзорность
Технические характеристики
Дизельный – четырехцилиндровый дизель с турбонаддувом
Рабочий объем – 1499 см3
Максимальная мощность – 102 л.с. при 3500 об/мин
Максимальный крутящий момент – 250 Нм при 1750 об/мин
Коробка передач – 5-ступенчатая механическая
Багажное отделение – 597 л
Колесная база – 2785 мм
Внешние размеры – 4403 x 1848 x 1878 мм
Максимальная скорость – 175 км/ч
Разгон от 0 до 100 км/ч – 12,5 с
Средний расход топлива – 4,3 л/100 км
Source: https://vvm-auto.ru/peugeot/rifter