Обзор
Шевроле Нива – автомобиль повышенной проходимости, относящийся к сегменту компактных SUV. Производство модели осуществлялось на совместном предприятии “GM-АвтоВАЗ”.
Шевроле Нива 2002 – 2009 гг.
Проектирование нового вседорожника на замену “Ниве” началось на АвтоВАЗе еще в середине 80-х годов. Первый концепт новой “Нивы” – ВАЗ – 2123 был продемонстрирован в 1998 году. Из-за финансовых трудностей АвтоВАЗ так и не смог наладить массовое производство новой модели и осуществлял мелкосерийную сборку на мощностях опытно-промышленного производства ОАО “АвтоВАЗ” с 1998 по 2002 год. В 2002 году лицензия на ВАЗ-2123 и права на бренд “Нива” были проданы концерну General Motors. Американские инженеры внесли более 1000 небольших изменений в конструкцию внедорожника, что позволило считать Ниву Шевроле самостоятельной моделью. Конвейер с новоявленной Нивой был запущен в сентябре 2002 года.
С ноября 2006 года до конца апреля 2008 года было выпущено около 1000 Шевроле Нива ФАМ-1. Автомобиль получил индекс 21236 и оснащался двигателем Опель Z18XE (122 л.с.) и 5-ступенчатой механической коробкой передач Aisin с раздаточной коробкой в одном блоке.
В марте 2009 года модель пережила рестайлинг, получив заводской индекс ВАЗ – 212300-55. Обновлением облика автомобиля занималось итальянское дизайн-ателье “BERTONE”.
Двигатель
Вседорожник комплектовался бензиновым двигателем объемом 1,7 л (80 л.с.) с приводом ГРМ цепного типа. По отзывам владельцев средний расход топлива составляет около 9 – 10 литров на 100 км, в городе – около 13,5 – 14,5 литров.
Нива ВАЗ – 2123 1998 – 2002 гг.
Если двигатель после длительной стоянки сразу же глохнет после запуска, то скорей всего понадобится замена датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ – 300 рублей). Такое могло случиться уже спустя первых 10 000 км.
Замена высоковольтных проводов может понадобиться по прошествии 60 – 80 тыс. км.
После 100 000 км встречается прогар клапанов, и начинает «сопливить» задний сальник коленвала.
Если при пробеге более 100 – 120 тыс. км пропала тяга, и двигатель «затроил», то возможно «пришел конец» модулю зажигания.
Вскоре возможно появление стука гидрокомпенсаторов. Это может привести к разбиванию резьбы под гидрокомпенсатор, износу коромысел и обгоранию клапанов, что в свою очередь снизит компрессию в цилиндрах. Чтобы избежать недуг, автосервисы рекомендуют держать уровень масла ближе к отметке МАКС. Если стуки не прекратились, то гидрокомпенсаторы лучше заменить. Со временем гидрокомпенсаторы доработали, и срок их службы увеличился.
Спустя 100-150 тыс. км часть моторов начинает потреблять масло – около 200 – 300 гр. на 1000 км. Норма, установленная производителем – 500 гр. на 1000 км. Первопричина – «задубевшие» маслосъемные колпачки, требующие замены. Если в довесок придется обновлять и поршневые кольца, то общие затраты составят около 70 000 рублей.
В некоторых случаях после 120 – 140 тыс. км понадобилась замена масляного насоса.
Регулятор холостого хода (РХХ – около 500 рублей) может выйти из строя по прошествии 130 – 150 тыс. км. О необходимости его замены подскажут плавающие обороты холостого хода.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) обойдется дороже – около 2000 рублей. Выхаживает он, как правило, более 100 000 км.
После 120-150 тыс. км встречается пробой прокладки ГБЦ (свыше 40 000 рублей с работой). Чуть позже настает черед и стартера (4-8 тр).
В целом, серьезных поломок мотора почти не возникает. В процессе эксплуатации часто наблюдаются неустойчивая работа, запуски не с первой попытки и троение. Как правило, это связано с отказами датчиков РХХ, ДПДЗ и положения коленвала (ДПКВ), а так же с неисправностью самого бензонасоса или засорения его приемной сетки.
В поисках «счастья» и надежности работы двигателя некоторые владельцы производят замену штатной ГБЦ на новую INA (около 30 000 рублей). Но отзывы о результатах такой перестановки не однозначные. Не все замечает улучшения. Кроме того, некоторые производят замену штатного распредвала 213 на 214, благодаря чему тяги на низах становится больше, а обороты холостого хода ведут себя более стабильно.
Шевроле Нива 2009 – 2020 гг.
Шум от работающего бензонасоса – частое явление. Его можно было услышать даже на еще совсем новых экземплярах.
При пробеге более 150-170 тыс. км (через 6-8 лет эксплуатации) будет не лишним заглянуть под днище. В месте, где топливные трубки выходят из кузова и огибают лонжерон, скапливается много грязи под металлическим кожухом. В результате возникает очаг коррозии, разрушающий целостность трубопровода. Опасность заключается в возникновении течи бензина и возможности воспламенения.
А при пробеге чуть более 20 000 км может прогореть термоэкран выпускного коллектора (разрушается кронштейн крепления), который при работе двигателя начинает издавать неприятные звуки, напоминающие дребезжание.
Датчик кислорода (лямбда-зонд) выхаживает до 80 – 100 тыс. км. Миновав 100 000 км, скорей всего, понадобится замена катализатора.
Цепь ГРМ
Конструкция штатного натяжителя цепи ГРМ недостаточно надежная – позволяет перескочить цепи. После запуска холодного двигателя гидронатяжитель цепи (ГНЦ) нередко гремит, пока мотор не прогреется. Слабые места натяжителя – ненадежная конструкция алюминиевой трубки подачи масла и обратного клапана. Замена ГНЦ может понадобиться после 50-100 тыс. км (от 800 рублей).
Кроме того, с возрастом нередко рассыпается пластиковый успокоитель цепи.
Цепь порой растягивается после 100-150 тыс. км (6000 рублей за комплект).
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя разочаровывает частым появлением течи радиатора (от 3000 рублей за аналог).
Бачок охлаждающей жидкости нередко превращается в расходник, разрываясь по шву уже через 30 – 40 тыс. км, а то и чаще.
При пробеге более 60-80 тыс. км требует подтяжки нижний патрубок, идущий к радиатору, который нередко срывает. Расположение патрубка и хомута вызывают трудности при проведении этой процедуры.
Замена помпы может понадобиться после 100-150 тыс. км (от 1000 рублей за аналог или 2500 рублей за оригинал).
Трансмиссия
Особенность трансмиссии Chevrolet Niva – нерегулируемые люфты в шлицевых соединениях, проявляющие себя стуками. С этим ничего поделать нельзя, выход только один – смириться. Также при движении автомобиля часто наблюдаются вибрации и гул.
Близкое взаимное расположение рычагов МКПП и раздатки вызывает трудности при одновременном включении задней и понижающей передачи. Они задевают друг за друга.
Включение блокировки дифференциала не такое уж и простое действие, как скажем, переключение передач. Успех операции зависит от наличия момента совпадения зубьев и пазов блокировки муфты. К такому алгоритму работы надо привыкнуть, по другому механизм работать не сможет – нужно самому заботиться о синхронизации.
МКПП
Коробка передач доставляет немало хлопот. Среди них – дребезжание ручки переключения передач на оборотах двигателя 2500 – 3000 об/мин. Официальный дилер в этом случае проводил замену рычага переключения в сборе, но через некоторое время все повторялось.
Нечеткая работа коробки и плохое включение передач возникают при пробеге более 100 – 120 тыс. км. Вскоре появляются и завывания.
Если шум в коробке прекращается при выжиме сцепления, значит «пришло время» подшипнику первичного вала.
В конечном итоге, все заканчивалось ремонтом коробки (17-25 тыс. рублей).
Шевроле Нива 2002 – 2009 гг.
Если возникла проблема с выбиванием 5-ой или задней передачи, скорей всего, необходимо отрегулировать кулису механизма выбора передач. Ослабление хомута ведет к смещению ручки вперед, тогда перестает включаться 5-ая передача, или назад – задняя.
Пыльник рабочего цилиндра сцепления мог прийти в негодность еще на новой машине, едва разменявшей первый десяток тысяч километров.
Сцепление доводится обновлять, преодолев свыше 80-130 тыс. км (4-19 тыс. рублей за комплект плюс 6 000 рублей за работу).
Система полного привода
На Шеви Нива, собранных после апреля 2011 года, замечен дефект раздаточной коробки, выражающийся в самовыключении раздатки. Автосервисы исправляли неисправность заменой передней крышки, в которой установлены все подшипники.
Течь сальников раздаточной коробки – распространенное явление на Шевроле Нива. Около трети владельцев жалуются на подвывание раздатки.
Вой переднего редуктора появляется при пробеге более 130 – 150 тыс. км.
ШРУСовый кардан потребует замены после 140 – 150 тыс. км.
Сальник заднего моста начинали «травить» при пробеге более 30 – 40 тыс. км.
Люфт и стуки в крестовине между карданом и мостом могут появиться спустя 80-100 тыс. км.
После 100 000 км иногда проворачивает подшипник хвостовика переднего или заднего моста.
По прошествии 100-150 тыс. км изнашиваются подшипники задней полуоси.
Силовой агрегат и коробка передач Шевроле Нива FAM-1.
Ходовая
Подвеска легкого внедорожника не доставляет проблем до 60-80 тыс.км. Затем при проезде неровностей сзади могут появиться глухие стуки. Как правило, источник – задние тяги. При внешнем осмотре снаружи резинки кажутся целыми, но внутри скорей всего уже изношены.
Сайлентблоки выхаживают 80-100 тыс. км. При появлении стуков возможна их протяжка.
Конструкция ступичных подшипников требует регулировки и подтяжки через каждые 30 000 км – настоящий анахронизм. Замена может понадобиться после 80-100 тыс. км (1-3 тыс. рублей). Комплект усиленных ступиц с кулаками обойдется в 18 000 рублей.
Шаровые ходят около 50 – 70 тыс. км.
Амортизаторы служат около 60-80 тыс. км.
Слабое место в передней подвеске – резино-металлические шарниры верхнего правого рычага, испытывающие термическое воздействие со стороны системы выпуска отработавших газов.
Наружные и внутренние ШРУС на передней оси могут потребовать внимания после 100-150 тыс. км.
Тормозные шланги после 100 000 км или 5 лет эксплуатации лучше заменить на новые. Чаще выходят из строя передние тормозные шланги.
Передние тормозные диски служат около 60 – 70 тыс. км, передние тормозные колодки – около 30-40 тыс. км. Задние барабаны выхаживают более 120 000 км, задние тормозные колодки – около 60-80 тыс. км.
Кузов
Кузов Шеви Нива начинает цвести через 6-10 лет эксплуатации. Рыжие точки появляются на уголке лючка бензобака, на стыке крыши и стоек, на порогах, внизу задних крыльев и двери багажника. Облезает и начинает ржаветь накладка между задним бампером и багажником. Краска вздувается на арках и капоте.
Передняя панель Шевроле Нива 2002 – 2009 гг.
Задний и передний бампер, особенно после рестайлинга, подходят только для передвижений по асфальту и легкому бездорожью. Направляющие заднего бампера крепятся на клепках, ослабевающих со временем, что вызывает появление щели между бампером и кузовом.
Лонжероны под днищем автомобиля – в их средней части – недостаточно прочны. При установке домкрата прямо под них могут остаться вмятины. Также могут возникать скрипы во время вращения рулем – это «дышит» лонжерон и «отдает» в защиту. Лечится подкладыванием резины из кусков автомобильной камеры к лонжерону под креплением защиты.
Верхний внутренний край двери багажника, соприкасающийся с уплотнителем, стирается до металла. Из-за плохой работы замка задней двери могут возникнуть проблемы с ее открыванием. Для этого необходимо левой рукой прижать правый верхний угол двери и повторить попытку. Сам замок может отказать из-за коррозии через 6-7 лет эксплуатации.
Со временем может ослабнуть болт, удерживающий антенну на крыше, и через нее начнет попадать вода. Подтянуть его можно, сняв пластиковую облицовку вокруг салонного зеркала.
Часто появляется люфт у водительской двери. Для его устранения нужна замена втулки из латуни (600рублей).
Ослабевает и крепления наружных ручек, из-за чего они начинают отходить от двери вместе с уплотнителем. Для их подтяжки придется снимать внутреннюю обшивку дверей.
Бархотки на дверях со временем царапают стекла. А направляющие стекол нередко допускают перекос стекол при поднятии или опускании. Электростеклоподъемники отказывают через 6-8 лет эксплуатации из-за окисления контактов. Электродвигатели опускания/подъема стекол выходят из строя чаще. Нередко моторчик после разборки и прочистки оживает.
Интерьер
Пластиковые детали интерьера салона со временем начинают «звучать».
Шевроле Нива 2009 – 2020
Вода в салоне может появиться из-за забитого сливного отверстия за расширительным бачком и аккумулятором, а так же через уплотнение рулевого вала.
Под воздействием солнца и тепла крышка бардачка может деформироваться. Замена на новую без «усиливающей» пластины поможет не надолго – до первого «пекла».
Зимой при возникновении в салоне холодных потоков воздуха необходимо проверить пыльник рычага КПП и РК. Скорей всего, он порвался, и его придется заменить.
Кондиционер и отопитель
Замасливание компрессора кондиционера возможно из-за подтекания нагнетающей трубки. Подтягивать ее надо аккуратно – болт может лопнуть при небольшом усилии. После «грязевой ванны» могут зашуметь подшипники кондиционера.
По отзывам владельцев, зимой недостаточно тепла попадает в ноги к задним пассажирам. Если печка не работает, необходимо проверить трос управления заслонкой.
Радиатор отопителя (1-2 тыс. рублей) начинает подтекать после 100-150 тыс. км. Для его замены приходится демонтировать переднюю панель.
Патрубки отопителя потребуют замены примерно через 200 000 км.
Моторчик отопителя может выйти из строя по прошествии 100-150 тыс. км (2-5 тр).
Электрика
При пробеге более 100-150 тыс. км отказывают реле стеклоочистителей и поворота.
Один из знаменитых фокусов, «выкидываемых» Шевроле Нива – включение зажигания без ключей при включении габаритов и ближнего света. Секрет в кнопке включения габаритов и ближнего, «сажающей» плюс (+) на зажигание.
Передняя панель Шевроле Нива 2009 – 2020 гг.
Указатель уровня топлива может отказать после 60-80 тыс. км.
Со временем сдается и указатель температуры охлаждающей жидкости, показывающий завышенные значения. Его показания снижаются при включении дополнительных электропотребителей.
Штатный брелок управления центральным замком порой начинает плохо работать, а вскоре и вовсе отказывает. Причина в плохой пропайке элементов электросхемы брелка, которые вскоре начинают отваливаться.
Штатный генератор на 80А плохо вытягивает нагрузку, вызывая быстрый разряд аккумуляторной батареи. Неплохая альтернатива ему составит около 4000 рублей в лице генератора на 115 А (6-9 тр).
Плохой контакт в монтажном блоке вызывает оплавление 2-х гнезд предохранителей – обогрев заднего стекла и зеркал, и вентилятора печки. А плохой контакт лампы габаритного света вызывает обгорание патрона и оплавление пластика отражателя передней блок-фары.
Стоит ли покупать?
Что же в итоге? Шевроле Нива по сути все тот же отечественный АвтоВАЗ. Спрятаться отечественным разработкам за большим американским крестом так и не удалось. Никаким волшебным образом желтый шильдик не повлиял на качество российских комплектующих Chevrolet Niva и надежность отечественного внедорожника. Тем не менее, возникающие проблемы не столь фатальны, а автомобиль в любой ситуации способен своим ходом добраться до автосервиса. Жаль только, что посещать его приходится довольно часто.
Source: http://vvm-auto.ru/chevrolet/niva